В романе выдающегося английского писателя Джозефа Конрада (1857–1924) «Ностромо» действие происходит в условной, вымышленной стране, на серебряных рудниках. Занимательный сюжет, глубокий психологизм, яркие характеры, сочувствие автора простым людям — все это позволяет отнести роман к выдающимся произведениям мировой литературы.
комменты:
Chagrin 31 октября 2015 г., 21:39
— Ты говоришь о Ностромо? — спросил Декуд.
— Его так называют англичане, да только это имя не годится ни человеку, ни животному, — сказала девочка, ласково поглаживая голову сестры.
Что такое роман "Ностромо"? Это произведение польского писателя, родившегося на Украине и написанное на английском языке об итальянском матросе, жившем в Латинской Америке. Был ли Конрад в Латинской Америке? Судя из предисловия, только проездом. Страна, фигурирующая в романе, Костагуана, вымышлена. Это собирательный образ любой латиноамериканской республики, разрываемой революциями и переворотами.
О политическом укладе этой страны и особенностях ее жителей сказано много, лестного мало, но все сводится к одному:
кошмарная пародия на правительство, лишившая своих граждан законов, безопасности и правосудия.
Страна руководится алчными глупцами, чьи мысли заняты только наживой и властью, чиновники продажны, военные кровожадны... Ужас, в общем. Костагуана невелика, поделена на несколько провинций и все действие происходит в Сулако — портовом городке, который никого бы не интересовал, если бы не серебряная шахта. История серебряной шахты долга и не очень увлекательна. Честно говоря, она заставила меня немного позевать, но закончилось все тем, что владельцем этой шахты стал Чарльз Гулд (костагуанец-англичанин), который к делу подошел с умом и построил хорошее налаженное предприятие, чем сразу начали пользоваться чиновники и прочий сброд, присосавшись к шахте как пиявки и выкачивая из нее деньги в виде бесконечных взяток и подкупов. Бизнес по-костагуански. Такое решение можно даже назвать удачным, потому что, если закрыть глаза на сомнительные сделки, особых волнений не возникало.
Но мы же в Латинской Америке. У людей там кровь горячая и призыв какого-нибудь речистого оборванца способен сподвигнуть людей на революцию. Сулако со своей шахтой — лакомый кусочек и так вышло, что к нему одновременно движутся две агрессивно настроенные армии... В общем, атмосфера, наконец, накалилась до предела и эти места я уже читала с огромным интересом.
В романе фигурирует несколько особо ярких личностей, и все они как будто бы противостоят друг другу (не в физическом плане, а только в психологическом и исключительно в моей голове). В первую очередь стоит упомянуть Чарлза Гулда — "король Сулако", европеец, но костагуанец по духу. Из своей шахты он сотворил цель своей жизни, она стала его "Богом". Тема язычников, поклоняющихся своим "Богам" идет сквозь всю книгу, именно эти Боги движут человеком и определяют все его поступки. В противовес Гулду мы имеем Декуда — костагуанца, который хочет быть европейцем, "приемное дитя Европы". Богом Декуда является Антония, именно ради нее он готов остаться и пытаться опять стать костагуанцем. Проблема Декуда в том, что он пытается казаться лучшим человеком, чем он есть на самом деле, в противовес же ему идет доктор Монигэм, который наоборот, пытается выставить себя хуже, чем он есть.
Есть еще Ностромо, он стоит отдельно. То, каким его видят окружающие и то, какой он есть на самом деле — две совершенно разные вещи. Ностромо считал, что истинное богатство человека — это его доброе имя и он делал все возможное в желании поддерживать имидж незаменимого и способного на все человека. На самом деле же он был как ребенок, обижен на всех и вся, постоянно ныл и жалел себя, какой он бедный и несчастный, никто его никто не ценит и не любит по-настоящему. Во всем он винил богачей (конечно же). Ностромо мне очень не понравился и так меня раздражал, что сложно было держать себя в руках и не швырнуть книгу куда подальше при очередной его жалостливой реплике. Потом я просто пришла к выводу, что он глуп и ему не хватало материнской ласки в детстве (он сирота). Я упорно не могла понять, почему именно его сделали главным героем, но последние главы целиком оправдали такой выбор.
Женщины в этой книге просты — они являются тем, кто они есть и не пытаются быть никем больше. А их боги — это их мужчины. Вот так вот все просто. И им приходится страдать, потому что возлюбленные, выбравшие себе в кумиры богатство или власть, или еще какой объект желания, не совпадающий с их персоной, никогда не будут принадлежать им и никогда не успокоятся в своей страсти, их души будут разъедаться волнением и страхами. А удел женщины просто быть рядом и любить. Молча.
— Не надо так убиваться, дитя. Он бы все равно вскоре забыл тебя… тебя вытеснило бы сокровище.
— Сеньора, он меня любил. Он любил меня, — в отчаянии шептала Гизелла. — Он любил меня так, как никто никого не любил.
— Меня тоже когда-то любили, — жестко сказала миссис Гулд.
В целом, книга интересная, начало немного скучное и мутное, все намешано и перемешан хронологический порядок, пока вникнешь во все эти политические подробности... Но как только заваривается каша, забываешь обо всем и ждешь, затаив дыхание... А потом, не знаю, что там у Конрада произошло, но вторую половину событий он скомкал до одной главы и быстренько изложил ее в качестве небольшого пересказа. Язык у Конрада не простой, на мой вкус немного суховат, но характеры и внешности описывает со всеми тонкостями и в книге при этом еще присутсвуют иллюстрации... Я и забыла, какое это удовольствие — читать и разглядывать картинки! Латинская Америка в то время была неизведанным континентом (в литературном плане) и это чувствуется в том, как подробно и аккуратно используются всякие детали, которые, очевидно, не совсем привычны автору и, тем более, должны быть понятны читателю.
Хоть мне книга и понравилась, желания продолжать знакомство с Конрадом не появилось, чувствуется, что писательно все же не мой.
===
moorigan 1 ноября 2015 г., 06:28
Я читала "Ностромо" много лет назад, и мои впечатления полностью совпали с вашими: сначала скучно, потом втянулась, почему Ностромо - главный герой мне было непонятно, Чарльз Гулд лучше подходил на эту роль, на мой взгляд. Отметила для себя Конрада как хорошего серьезного писателя, но так больше с ним и не встретилась)
Chagrin 1 ноября 2015 г., 09:06
А на мой взгляд, в этой книге нет главного героя, как такового, но сама история с серебром и его "кражей" сделало все же Ностромо центральной фигурой. Без этих последних глав это был бы просто увлекательный рассказ о противостоянии и революции.
moorigan 1 ноября 2015 г., 13:50
Наверное, вы правы. Просто сам Ностромо меня не увлек, а Гулд показался очень положительным, что ли, на фоне всей этой латиноамериканской революции
Chagrin 1 ноября 2015 г., 14:25
А мне доктор больше всех понравился. Своей бескорыстностью. Он, наверное, единственный, кто особо ничего не выиграл и который мог больше всех потерять, потому что откровенно рисковал жизнью.
moorigan 1 ноября 2015 г., 16:17
Так как я читала роман очень давно, много книг тому назад, то и помнятся мне не все герои.) Доктора помню слабо, а Гулд - он такой положительный в глобальном смысле слова. Человек, у которого все есть и который не тратит деньги и время лишь на удовольствия, но и на какие-то идеалы. Они с женой молодцы, в общем, но сейчас по прошествии времени я понимаю, какая они несчастливая пара.
Chagrin 1 ноября 2015 г., 19:23
Возможно, если бы вы перечитали его сейчас, о Гулде бы другое сложилось бы мнение.. Я его совсем не вопринимаю, как положительного героя.
У вас хорошая память, я спустя время не смогла бы столько подробностей вспомнить)
moorigan 2 ноября 2015 г., 00:04
Наверняка бы сложилось иное мнение. Но он почему-то мне запомнился (Гулд, в смысле) и я теперь решила, что он был положительный.
А про память вы зря, одна из причин регистрации на ЛЛ - не читать книг по два раза, испытывая жесточайшее дежа вю))