Киберпанк - (wiki) - жанр научной фантастики. Сам термин является смесью слов англ. cybernetics "кибернетика" и англ. punk "мусор", впервые его использовал Брюс Бетке в качестве названия для своего рассказа 1983 года[1]. Обычно произведения, относимые к жанру «киберпанк», описывают антиутопический мир будущего, в котором высокое технологическое развитие, такое как информационные технологии и кибернетика, сочетается с глубоким упадком или радикальными переменами в социальном устройстве.[2] Жанр близок к антиутопии. По словам редактора фэнзина «Nova Express» («Нова Экспресс»)
Киберпанк (лурка) - художественный жанр, описывающий ужасы этих ваших интернетов, эпические войны кулхацкеров с ZOG, восстания машин, и прочие (около)сетевые похождения.Собственно, хороший, годный киберпанк отличается не только высоким художественным исполнением и годным фантастическим допущением, но и лютым цинизмом. Наиболее точным определением киберпанка является «Научно — фантастический нуар». Пересчитать такие произведения можно по пальцам, так как по мере распространения компьютеров и компьютерной грамотности, киберпанк оказался скомпрометирован как жанр.
Характеризуется мрачным, антиутопичным миром, в котором государства потеряли или ещё теряют своё значение, а мир поделён между мегакорпорациями. Так называемый «критерий Дозуа» — «High tech, low life».В хардкорном варианте герой соответствует миру, он живёт по его законам и менять не собирается. В более попсовом варианте (т. н. посткиберпанк) герой-кулхацкер поражён несправедливостью мира и, используя суперкомпьютерные сверхтехнологии, меняет жизнь всем, сразу и даром.
Почти во всех случаях вся мощь интернетов визуализируется и передаётся ПРЯМО В МОЗГ всякими контактами-тродами. Происходит это по двум причинам:
Автор ничего не знает о компьютерах и опирается на прочитанный ранее киберпанк;
Подчёркивается физическая опасность для хакера — чёрный лёд, софт третьего уровня и т. п.
Посткиберпанк - поджанр киберпанка, появившийся в 90-е годы XX века. Основное отличие от киберпанка состоит в том, что главный герой не пытается нисповергнуть устоявшийся общественный уклад, а старается улучшить его.
Киберпанк был антиутопичен: в 80-е многим казалось, что технологии вовсе не улучшат жизнь людей, а лишь помогут Большому Брату загнать всех в стойла, и жестокие корпорации возьмут всю власть в свои руки. Однако, в 90-е, после краха японской экономики и повсеместного распространения интернета и компьютеризации, внезапно оказалось, что информатизация общества привела к большей открытости правительств и корпораций и облегчила гражданский контроль. Кроме того, интернет привел к децентрализации общества и расширил экономические возможности малого бизнеса в противовес бюрократическим корпоративным монстрам. Будущее оказалось вовсе не таким мрачным и унылым, как его рисовали на заре информационной эры.
Известные примеры посткиберпанка — книга «Священный огонь» Брюса Стерлинга и сериал «Призрак в доспехах: Синдром одиночки».
В пост-киберпанке условно можно выделить:
Биопанк без запрета на ГМО и, как следствие, с широким распространением трансгенов.
Нанопанк с действующим запретом на ГМО.
Космопанк, действие которого происходит в космосе.
Стимпанк (wiki) — направление научной фантастики, моделирующее цивилизацию, в совершенстве освоившую механику и технологии паровых машин. Как правило, стимпанк подразумевает альтернативный вариант развития человечества с выраженной общей стилизацией под эпоху викторианской Англии (вторая половина XIX века) и эпоху раннего капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным социальным расслоением. Возможно, однако, и наличие в произведениях стимпанка большей или меньшей доли элементов фэнтези.
К «панковскому» компоненту стимпанка относится особый акцент на истинной человеческой природе, движимой низкими страстями — похотью, гневом, тщеславием, алчностью и завистью. Общий стиль стимпанка зачастую выглядит циничным (грубо-откровенным) и пессимистичным (антиутопическим), однако, благодаря комическим возможностям ретростилистики и альтернативной истории, широко распространены и юмористические, пародийные мотивы.
Тем не менее существует немало произведений с противоположной направленностью — романтика, драматизм высоких чувств, даже элементы утопии.
Реалии стимпанковой стилистики — «старинные» автомобили, локомотивы, телефоны и т. п., анахронически вписанные в более (или менее) «старинный» антураж, летающие корабли-дирижабли, механические роботы — иногда входят в нарочито сказочные и даже детские произведения.
В настоящее время в общественной среде и массовой культуре наблюдаются явления, позволяющие говорить о стимпанке как о формирующейся субкультуре[1][2]. Стиль «стимпанк» все шире распространяется в графике, иллюстрации, скульптуре, дизайне и даже в сфере компьютерных игр.Хотя многие работы, которые теперь признаются стимпанком, были опубликованы в 1960-х и 1970-х годах, сам термин стимпанк возник только в конце 1980-х, как ироничный вариант слова «киберпанк».Стимпанк (Лурка) — направление самого разнообразного креатива на основе идеи, что мир застыл на технологиях второй половины XIX века и развивал их дальше только в разрезе разновидностей и количественно.По дорогам мчатся паромобили и паровозы, в океане — пароходы, в небесах плывёт летучий корапь, прозывается дерижапь, а под водой торпедируют друг друга самонаводящимися механическими торпедами паросубмарины.
Везде, в том числе в шахтах, под водой и на всякий случай на Луне понатыкано дымовых труб, и из них валит жирный черный дым. Самоходное инвалидное кресло Главного Гада — и то на паровом ходу, с топкой и небольшой, но непрерывно дымящей дымовой трубой. Электричество есть, но местные Никола Тесла, Эдисон и Попов ещё живы и активно тупят, так что их изобретения в наличии лишь на вспомогательных ролях, двигателей внутреннего сгорания нет.
Дизельпанк (wiki) - развивающийся жанр фантастики, производный от киберпанка, описывающий мир, базирующийся на технологиях уровня 20-х — 50-х гг. XX века (период с Первой мировой войны по Вторую мировую войну), а также зарождающаяся субкультура, сочетающая в себе эстетику того времени с постмодернистскими технологиями и чувствами.
Дизельпанк (лурка) - где технологии и атмосфера основаны на идеях 1910—1940, и в первую очередь — «ревущих двадцатых», в значительной мере стиль основан на палп-журналах и комиксах той эпохи, нуар-фильмах, а также на немецком экспрессионистском кинематографе. Стиль ар-деко доминируетт. Кадиллаки, дирижабли, винтовые самолёты, архитектура в стиле небоскрёбов Нью-Йорка двадцатых, женщины — эмансипированные флэпперы, лётчицы типа Амелии Эрхарт или гламурные femme fatale в вечерних платьях и длинных перчатках, мужчины — лётчики в кожаных куртках, искатели приключений а-ля Индиана Джонс, нуарные частные сыщики и неуловимые шпионы.
Научная фантастика - жанр в литературе, кино и других видах искусства, одна из разновидностей фантастики. Научная фантастика основывается на фантастических допущениях (вымысле, спекуляции) в области науки, включая как точные, так и естественные, и гуманитарные науки[1][2]. Научная фантастика описывает вымышленные технологии и научные открытия, контакты с нечеловеческим разумом, возможное будущее или альтернативный ход истории[3], а также влияние этих допущений на человеческие общество и личность[4]. Действие научной фантастики часто происходит в будущем, что роднит этот жанр с футурологией.
«Рибофанк» (Ribofunk, 1996) - сборник научно-фантастических рассказов американского писателя Пола Ди Филиппо в жанре биопанк и нанопанк, сходно описывающих фантастический мир будущего, где наивысшего расцвета достигла технология генетической модификации. В этом мире господствуют транснациональные корпорации, действуют террористы из Фронта Освобождения Трансгенов и ведётся Последний Джихад. История трансгенного и разумного кролика Питера на ферме Мак’Грегора имеет параллели с революцией на «Скотном дворе» Джорджа Оруэлла. Рассказы написаны в стиле, сочетающем научную терминологию и уличный жаргон.
Состав сборника:
Однажды в Телевизионном Городе / One Night in Television City (1990)
Работяжка / Little Worker (1989)
Петушиный бой / Cockfight (1990)
Большой Едок / Big Eater (1995)
Шунт / The Boot (1990)
Пелёнка / Blankie (1996)
Бешеная помесь / The Bad Splice (1996)
Макгрегор / McGregor (1994)
Атака на мозг / Brain Wars (1992)
Уличная жизнь / Streetlife (1993)
А вот и не слабо! / Afterschool Special (1993)
По больной реке / Up the Lazy River (1993)
Любимый компонент / Distributed Mind (1995)
Производные киберпанка (encydia)
Производные киберпанка (Wiki)
Cyberpunk derivatives (Wiki (en))Ститчпа́нк - от stitch — «швейный стежок» и punk — «что-либо бесполезное, ненужное; дрянь, рвань») — производное от киберпанка и стимпанка направление научной фантастики, рассматривающее альтернативный вариант развития человечества или материальных следов его обитания в постапокалиптическом мире, основными жителями которого, как правило, являются куклы, плюшевые игрушки и т. п. Стиль ститчпанка более пародиен и не столь пессимистичен, как киберпанк или стимпанк, хотя и носит аналогичные черты социальной антиутопии.
Термин появился в широком употреблении в 2005—2009 годах в связи с выходом сначала короткометражной, а впоследствии и полнометражной, версии мультфильма «Девять» Шейна Экера, в котором ожившие тряпичные куклы боролись с механическими чудовищами в мире, испытавшем последствия восстания машин.Биопанк - (без запрета на ГМО и, как следствие, с широким распространением трансгенов.) направление в научной фантастике, посвящённое социальным и психологическим аспектам использования генной инженерии и применения биологического оружия.
Нанопанк - (с действующим запретом на ГМО.) направление в научной фантастике (разновидность посткиберпанка), посвящённое социальным и психологическим аспектам применения нанотехнологий. Изображают возможное будущее, в котором активно применяются нанотехнологии.[1]
В нанопанке рассматриваются возможности манипуляции материей на молекулярном и атомарном уровне, в том числе создание веществ с программируемыми свойствами («умная материя»), а также создание полезных вирусов, способных обеспечить человеку мнимое или явное совершенство в виде зомби или иной формы постчеловека. Показываются перспективы и опасности, связанные с использованием программируемых молекулярных устройств — нанороботов и т. н. «сборщиков материи», занимающихся нанофабрикацией материальных макрообъектов. Так в романе Рибофанк описывается гибель мира от бесконтрольно размножившихся силикробов (наноботов).
Космопанк - (действие которого происходит в космосе.) поджанр космооперы с сеттингом киберпанка вместо звёздных королей и феодализма или же поджанр киберпанка с масштабной космической экспансией вместо сидения на родной планете. Считается более современным и реалистичным жанром, чем космоопера как таковая, несмотря на то, что киберпанк в чистом виде давно объявлен мертвым.
Характерные черты жанра:
Гипертрофированные капиталистические отношения вместо феодальных, более распространенных в классической космоопере.
Запрет на трансгуманизм отсутствует как класс. В особо тяжелых случаях трансгуманизм может принимать характер обязательного и поголовного явления.
Несколько более твердая наука, а точнее — модный флеботинум - сегодняшнего, а не вчерашнего дня. То есть — вместо супергиперпрыжков, лазеров и сфер Дайсона — разумные компьютеры, киборги и ГЧБР
- Подпись автора
Пройдя свой путь до половины,я очутился в сумрачном лесу,утратив правый путь во тьме долины...
4 8 15 16 23 42